Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.

РЕЛАКСИРУЮЩЕЕ РИСОВАНИЕ «ЗЕНДУДЛИНГ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ (МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»)

Зендудлинг — это техника рисования, основанная на рисовании несложных повторяющихся элементов.

В зендудлинге вы рисуете то, что придет в голову, безо всякого плана. Вы можете ограничивать область рисования рамкой или нет, можете рисовать одним маркером или использовать карандаши, фломастеры, краски

f00f3022554a1710763003d81.jpg

Эта техника рисования, в последнее время приобретающая большую популярность. Интерес к ней связан с тем, что она является хорошим способом расслабиться, получить удовольствие, проявить свои творческие способности, даже в том случае, если вы совершенно не умеете рисовать в классическом понимании этого слова. Эта техника прекрасно подходят и для взрослых, и для самых маленьких детей, которые только учатся держать рисовальные принадлежности.

Данная техника оказывает исключительно положительное влияние:

• создает выраженный терапевтический эффект, способствует релаксации;

• приносит вдохновение, способствует развитию творческих способностей;

• является прекрасным средством от бессонницы;

• рисование незамысловатых узоров успокаивает, снимает стресс и негативные эмоции;

• улучшает зрительно-двигательную координацию и концентрацию внимания.

Стиль «зендудлинг» применяется в арт-терапии, это позволяет человеку освободиться от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным, Человек начинает чувствовать себя спокойно.

Зендудлинг – это смесь двух техник дудлинг и зентагл.

ДУДЛИНГ – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.). В этом и состоит лёгкость. Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Но в основном это бессознательный рисунок, позволяющий «отключить мозг», что открывает дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. Дудлинг часто используют для оформления предметов интерьера, одежды, посуды, ногтей, тату. Также этот стиль широко используется в современной индустрии моды и дизайна. Дудлинг, как способ релаксации, не только позволяет снять напряжение, но и помогает раскрыть грани вашего внутреннего мира.

ЗЕНТАНГЛ является сочетанием медитации и рисования. Традиционно для рисования зентангла используются квадраты 9х9 см. В квадрат помещается какой-либо рисунок, либо он произвольным образом делится на сегменты, которые, в свою очередь, заполняются различными однотипными элементами (точечками, кружочками, ромбиками, на что хватит фантазии). Зентангл является запатентованной техникой рисования, в которой есть свои определенные правила, сформулированные авторами идеи - Риком Робертсом и Марией Томас. Они определяют зентангл как форму медитативного искусства. 

Эта техника рисования подразумевает под собой соблюдение некоторых правил:

• зентангл выполняется в черно-белых цветах;

• узор ограничивается квадратной рамкой внутри карточки заданного размера (9Х9 см);

• у зентангла нет одного направления, его можно рассматривать с любой стороны;

• образовавшиеся после проведения линий сектора заполняются причудливыми произвольными узорами; каждый узор зентангла должен состоять не более чем из шести штрихов;

• при рисовании зентангла не допускается использование линейки или трафарета;

• нельзя использовать ластик.

Смесь этих двух техник – ЗЕНДУДЛИНГ (Zendoodling) – можно в итоге перевести как «каракули, которые несут успокоение», или, еще точнее, «медитативное рисование». Если сосредоточиться на рисовании повторяющегося узора, то душа успокаивается.

Правила, которые необходимо учитывать при выполнении рисунка в технике «зендудлинг»:

нет необходимости разграничивать свой лист на сектора - можно начинать рисовать из любого места, постепенно дорисовывая детали в разные стороны.

зендудлинг можно рисовать, особо не задумываясь о композиции или повторяемости/неповторяемости рисунка, это действие для расслабления скорее, чем для собранности и концентрации.

в зендудлинге нет никаких запатентованных узоров или требований к бумаге. Он может быть абсолютно любым.

Наблюдая за тем, как дети рисуют в самостоятельной деятельности, заметила, ребята все чаще стали рисовать: кружочки, кривые, обычные линии, то черные, то цветные. И я стала задумываться над новой техникой нетрадиционного рисования.  В поисках новых современных технологий, методов и способов работы с детьми, мое внимание привлекла  данная техника – зендудлинг. Но для того, чтобы дети овладели той техникой рисования, нужно пройти несколько этапов подготовки.

Цель:  Формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

Задачи: - развивать концентрацию внимания;

 - способствовать психологической разгрузке, внутреннему успокоению;

 - развивать зрительную координацию и мелкую моторику;

 - развивать творческие способности и креативность.

I ЭТАП - НАЧАЛЬНЫЙ

Цель: Формирование у детей понятия «зендудлинг».

Его целью было научить детей делить предмет на части (на сектора). Для этого мы с ребятами учились делить круг на две и на четыре равные части, а затем каждую часть заполняли каким-либо узором.

II ЭТАП – ЗНАКОМСТВО С ЭЛЕМЕНТАМИ УЗОРОВ

Цель: ознакомление детей с разнообразием узоров, которые можно использовать в технике «зендудлинг».

 На данном этапе мы с детьми выполняли такие задания как «Обведи узор», «Повтори узор», «Пройди по дорожке», а также раскрашивали предметные раскраски, подобранные в технике «зендудлинг».

III ЭТАП – ОБУЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ РАЗДЕЛЕНИЮ РИСУНКА НА СЕКТОРА

Цель: научить детей самостоятельно разделять рисунок на части и заполнять их различными элементами узора.

В процессе освоения третьего этапа, я учила детей делить круг на сектора, самостоятельно подбирать узор и цвет узора, преобразовывать круг в какой – либо рисунок.

Затем дети закрашивали сюжетные раскраски, самостоятельно разделяя рисунок на части и заполняя их неповторяющимися узорами. Получались довольно забавные интересные и неповторимые рисунки (обычные раскраски используя технику зарисовывания).

IV ЭТАП – САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ РИСУНКОВ

Цель: учить детей самостоятельно рисовать предметные рисунки, используя технику «зендудлинг».

Дети с большим желанием и интересом начали самостоятельно рисовать предметные картинки, используя технику «зендудлинг» Вот к примеру, дети нарисовали пасхальное яйцо, используя технику «зендудлинг» на конкурс рисунков (дорисовка фона - родителями). 

Практическая часть

Уважаемые коллеги! Я предлагаю, вам попробовать зарисовать рисунки используя эти техники.  Перед рисованием нужно принять удобную позу, расслабиться. В этом нам поможет релаксация.

Сказочное мини-упражнение на расслабление (под музыкальное оформление)f00f3022554a1710763039d51.jpg

«Море»

Стайка рыбок закружилась – море синее приснилось.

Вода прозрачно – голубая нас баюкает, качает…

На поверхность из глубин подплывает к нам дельфин…

Вот совсем не зная страха, проплывает черепаха…

А за ней, раскинув ножки, вглубь несутся осьминожки…

Ах, прозрачная водица! видим рыбок вереницу…

Можно рыбок нам догнать… Только вот пора вставать.

Все, как рыбки, встрепенулись, из морских глубин вернулись.

Сегодня, я предлагаю Вам «окунуться» в морскую тематику. Мы будем использовать шаблоны «морские животные» (рыбки, дельфины, осьминоги, черепахи).

 Алгоритм выполнения техники зендудлинг:

1. В начале каждый выберет себе понравившийся шаблон. В центре листа обведем рисунок по трафарету.

2. Нарисовали контурный рисунок морского животного. Затем нужно контурный рисунок поделить на разные секторы, проводя линии без отрыва руки от бумаги.

3. Рисунок с секторами делим на более мелкие секторы. В секторах самостоятельно придумываем различные узоры, зарисовываем сегмент за сегментом.

4. Нет определенной последовательности, которую необходимо соблюдать: сегменты заполняйте узором так, как Вам подсказывает ваше воображение. Оставляйте некоторые участки не зарисованными, от этого общая картина не пострадает.

5. Раскрасить узоры.

f00f3022554a1710763071d89.jpg

Алгоритм выполнения техники зентангл:

· Возьмите квадрат размерами 9x9 см.

· В пределах квадрата обозначьте четырьмя точками еще один квадрат. Эта рамка не обязательно должна быть строго прямой квадратной формы, какие-то из сторон могут немного изгибаться.

· Принцип любого узора заключается в том, что вы делите рамку различными кривыми, а затем начинаете заполнять узором каждую из образовавшихся частей. В данном случае в пределах рамки нарисуйте несколько горизонтальных волнистых линий, с двумя подъемами, напоминающими верблюжий горб. Первую линию нарисуйте «горбами» вверх, линию ниже — «горбами» вниз, и чередуйте их таким образом.

· Начинайте заполнять самый нижний сегмент вертикальными дужками, которые будут его словно опоясывать. У вас получится нечто, похожее на кокон. То же самое проделайте с остальными сегментами. Границы между ними наведите черным пожирнее.

· В качестве последнего штриха каждый из сегментов затените в нижней части с помощью легкой растушевки.

 f00f3022554a1710763082d87.jpg

Итог. Планирую и в дальнейшем использовать технику «зендудлинг», так как считаю, что она способствует развитию воображения детей, раскрытию их творческого потенциала, а также доставляет детям радость при преображении собственных рисунков в необыкновенные работы. Достижением своей работы считаю, что дети используют данную технику не только в организованной образовательной деятельности, но и в самостоятельной игровой и творческой деятельности.

f00f3022554a1710763102d73.jpg

18 марта 2024 в 14:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.