Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЛУЛЛИЯ В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ (МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка»)

Видеофрагменты использования Кругов Луллия в образовательной деятельности 

f00f3022554a1701930521d72.jpg

Основоположником этого метода является Раймунд Луллий – поэт, философ, мыслитель, живший в 13 в. Изобрел круги, на которых разместил такие принципы, которые принимаем без доказательств, это абсолютные начала – доброта, величина, сила, сознание, воля, правда, слава; относительные начала – различие, согласованность, противоположность, середина, конец, равенство; добродетели – справедливость, умеренность, вера, милосердие, надежда; и пороки – жадность, обжорство, сладострастие, гордыня, лень, зависть, гневливость, лживость, предательство; субъекты – бог, ангел, небо, человек… Всего у Луллия получилось шесть категорий. В каждой из них было ровно по девять элементов. Элементы эти Луллий разместил на шести концентрических кругах по типу пирамидки. Первый, внутренний, круг состоял из девяти основных вопросов: что? почему? из чего? сколько? где? когда? какое? которое из двух? каким образом? Теперь, если привести систему кругов во вращение, можно получить, по мысли Луллия, ответ на любой вопрос, связанный с аксиомами, начертанными на кругах. Иными словами, Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!

f00f3022554a1701930542d61.jpg

Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал метод луллизма и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время этот метод, основанный на морфологическом анализе, используют педагоги для создания развивающих игр и головоломок для детей. 

«Кольца Луллия» - это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен – познание языка и мира в их взаимосвязи. Такой известный методический прием, как Кольца Луллия, является эффективным механизмом развития речи, воображения и совершенствования грамматической стороны речи.
f00f3022554a1701930569d65.jpg

В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать 2-4 круга разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8. Использовать круги Луллия можно очень широко – в познавательной деятельности, развитию речи, математике, рисованию, художественному творчеству и, конечно в сочинительстве и фантазировании.
Круги Луллия представляются детям как чудесные кольца или загадочные круги. Для детей 3-4 лет рекомендуется брать только два круга 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на сектора самого большого круга прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т.д.), на меньший по величине – изображение листьев этих деревьев, на третий – плодов или семян (желудь, яблоко, шишка и т.п.), а на самый маленький – места произрастания (опушка леса, сад, сосновый бор и др.)
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на среднем – цвет, а на маленьком – варианты росписи.

Тренинги с Кругами Луллия бывают 4 типов:

1-й тип: «Найти реальное сочетание».

Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.

2-й тип: «Объясни необычное сочетание».

При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку».

Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.

4-й тип: «Реши проблему».

В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению

Формы работы: Как часть занятия и вне занятий в самостоятельной деятельности детей (видеофрагменты с детьми). 


 Ожидаемые результаты:

Познание языка и мира в их взаимосвязях;

Развитие творческого мышления и воображения;

Обогащение словарного запаса;

Свобода в своих высказываниях;

Переход от односложных предложений к развёрнутым текстам;

Формулировка и решение проблемы.



7 декабря 2023 в 09:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.