Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.

Как определить индекс популярности игрушек и игрового оборудования среди детей. Карта анализа. воспитатель МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка» Початкина Татьяна Петровна)

 Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды детского сада, которая включает специально организованное пространство, материалы, оборудование и инвентарь для развития детей. Она должна обеспечивать возможность выстраивать образовательную деятельность на основе интересов и возможностей каждого ребенка, с учетом социальной ситуации его развития и зоны ближайшего развития. Поэтому в процессе взросления детей игрушки, оборудование, мебель и прочие компоненты РППС необходимо менять, обновлять и пополнять.

f00f3022554a1701930292d81.jpg

В письме Минпросвещения от 13.02.2023 № ТВ-413/03 даны рекомендации по формированию инфраструктуры ДОО и комплектации учебно-методических материалов, поэтому нам с вами необходимо изучать интересы, склонности, предпочтения, индивидуальные особенности детей в группах и проводить мониторинг индекса популярности или дефицита применения оборудования у воспитанников. Чтобы помочь провести такой мониторинг, рассмотрим, на основе чего у детей возникает интерес к игрушкам. А поможет нам в этом разобраться карта анализа. Карта поможет вам зафиксировать, в каких центрах активности, с какими игрушками дети играют, а к каким не подходят, и дать рекомендации воспитателям, что изменить в РППС.

В каждом возрасте свои игрушки: учитывайте возрастные особенности детей

Самый простой способ определить, пользуются игрушки популярностью у детей или нет, – понаблюдать, с чем они чаще играют. Тем более игра – ведущая деятельность детей, и она почти невозможна без предмета. Но к этому вопросу следует подходить внимательнее. Интерес ребенка напрямую зависит от возраста, и на каждом возрастном этапе в поле его зрения будут разные игрушки.

В младенчестве предметы развивают моторику и сенсорику малыша. Он учится фокусировать на них взгляд, хватать, держать, рассматривать.

Для детей от 1 до 3 лет игрушка – это инструмент для того, чтобы исследовать, познавать предметы вокруг. Ребенок играет с ним и узнает: вот это твердое, это хрупкое, это издает звуки, это катается. Такого рода познание происходит в ходе предметно-манипулятивной игры. Игрушка для нее должна быть простая. Известна шутка, что ребенку из всего пакета подарков больше всего понравился пакет. Это как раз про игрушки малышей. Им не нужны сложные дорогостоящие игрушки, с которыми надо обращаться аккуратно. Их заинтересует то, что можно по-всякому поворачивать, встряхивать, бросать.

У дошкольников от 3 до 7 лет игра меняется на сюжетно-ролевую. Дети принимают на себя роли из окружающего их социума: мамы, продавца, смельчака, злодея, и разыгрывают социальные отношения: семью, помощь, преследование, обустройство мира. Для такой игры дошкольникам уже нужны игрушки, похожие на реальные предметы, и те, которые лишь символически их изображают. Например, листики в виде денег вполне дополнят игру с «настоящей» кассой.

С помощью игрушек дети разыгрывают сюжет и осваивают роли. Когда сюжет исчерпан и они «насытились» ролью, интерес к некоторым игрушкам временно падает. При этом дети могут вернуться к ним через какое-то время, чтобы развить знакомый им сюжет как-то иначе. Такая смена интересов в старшем дошкольном возрасте допустима. Причиной может стать новый опыт или знания, которые дети получили на занятии или во время поездки с родителями, которые как-то связаны с сюжетом их предыдущей игры.


Есть игрушки, популярность которых не меняется с годами. Например, конструктор «Лего», производить который начали в 40-х годах, и кубик Рубика, который изобрел венгерский скульптор и преподаватель архитектуры Эрнё Рубик в 1974 году

Вывод. Если в группе есть игрушки, с которыми дети совсем не играют, возможно, они не соответствуют их возрасту. В этом случае их лучше убрать, чтобы не занимать место, и вносить в РППС по мере взросления воспитанников. Если дети активно играют с конкретными игрушками, а потом переключаются на другие, важно понять причину такой смены интересов и не спешить с выводами. Интересы дошкольников неустойчивые, поверхностные и часто непроизвольные.

f00f3022554a1701930314d77.jpg

Новое не всегда лучше старого: смотрите на запас игровых возможностей игрушек

Еще один способ определить популярность игрушек среди детей – узнать у них, с чем им нравится играть больше всего. Но у такого опроса могут быть погрешности. Скорее всего, дети назовут те игрушки, с которыми играют в данный момент, или те, которые недавно появились в группе. Новая игрушка кратковременно обязательно привлечет внимание детей, но удержит его не всегда. Стихийное внимание часто заставляет детей выпрашивать новую игрушку и скоро забывать ее.

Главная функция игрушки – активизировать детскую деятельность. Чтобы интерес к ней не пропадал, она должна обладать многими свойствами. Например, быть полифункциональной, открытой для разнообразных форм активности ребенка. Воспитатели знают ситуации, когда дети не задерживаются на игре с модными, дорогими, сложными или, наоборот, примитивными игрушками, а возвращаются к своим любимым машинкам, куклам или вообще веточкам.

Еще игрушка обязательно должна давать пространство для творчества, чтобы ребенок мог что-то выдумывать, делать понарошку. Расширить это пространство может взрослый, который покажет новый способ, как можно использовать игрушку или оборудование в игре.

Вывод. Дорогие, модные игрушки, которые с детальной точностью воспроизводят предметы, могут оказаться в конце рейтинга популярности у детей, потому что с ними нельзя фантазировать. Стойкий интерес будет к игрушкам с запасом игровых возможностей, с которыми ребенок может самостоятельно разнообразно и многопланово действовать в игре.

Играть во все и сразу тоже можно: анализируйте игровые навыки детей и смену их занятости

Если вы решите посчитать, сколько раз с какими игрушками и оборудованием играют дети в течение дня, недели, будьте готовы к сюрпризу. У них может не быть непопулярных игрушек, и это не зависит от их количества. Такая ситуация будет в группе, где воспитанники умеют играть, по-разному используют игрушки, наделяют их ролями и свойствами, которые могут быть стабильными от игры к игре, а могут меняться. Выбор игрушек в группе тоже, скорее всего, будет правильным: они простые, понятные, прочные, разных типов.

Заставить детей переключить внимание с одних игрушек на другие может смена их занятости. Например, уменьшилось число игр на улице – дети меньше обращаются к «уличным» игрушкам. Выросли возможности для продуктивной игры, например, моторика стала лучше, стало получаться лепить – дети захотели пластилин и глину. Это не означает, что прошлые игрушки не нужны. Просто у детей сменился вектор игровой деятельности. Они что-то отыграют, и старые игрушки могут им пригодиться для новых игровых замыслов.

Вывод.

Низкий интерес к игрушкам может быть из-за неумения детей играть. В этом случае они будут постоянно менять игрушки, чтобы сделать игру поинтереснее. При этом переключиться на другие игрушки дети могут, когда меняют 

7 декабря 2023 в 09:14

Прикреплённые файлы:

Документ: Как определить индекс популярности игрушек и игрового оборудования среди детей. Карта анализа. воспитатель МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка» Початкина Татьяна Петровна)

Описание файла:

Файл называется: razdatka-na-stazherku_ld7df.docx

Это официальный файл организации «Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.», в нём содержится Как определить индекс популярности игрушек и игрового оборудования среди детей. Карта анализа. воспитатель МКДОУ «Детский сад № 3 «Звездочка» Початкина Татьяна Петровна).

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.