Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.

МКДОУ «Детский сад №15 «Березка» Семинар-практикум для родителей «Ранняя профориентация» с использованием ИРС «Навигатум в мире профессий»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Березка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

 

 

Семинар-практикум для родителей

«Ранняя профориентация» с использованием ИРС «Навигатум в мире профессий»

Подготовила

Регуш Н.И.

 воспитатель

с. Владимировка

2022 год

Цель: повышение уровня теоретической и практической подготовки родителей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

Задачи:

- определить проблемы и перспективы ранней профориентационной работы;

- изучить содержание профориентационной работы в ДОО, соответствие педагогических задач в подготовительной группе;

- познакомить родителей с современными технологиями, используемыми для ознакомления дошкольников с профессией, формам и методами работы с детьми по профориентации (знакомство с ИРС «Навигатум в мире профессий»).

Подготовка к семинару:

1. Анкетирование родителей «Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»  (Приложение 1)

2. Анализ ППРС по организации профориентационной работы со старшими дошкольниками.  Памятка для родителей. (Приложение 2).

 

Ход семинара - практикума:

1. Теоретическая часть (воспитатель)

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание психолого – педагогической работы по освоению образовательных областей. Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличие у детей прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное значение – удовлетворять ту или иную потребность. Следовательно, знание назначения вещи позволит ребенку понять конкретную ценность каждого процесса (мытья посуды, шитья шапочки, приготовления котлет и т. п.).

Мы, взрослые, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Кроме того, ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями должно осуществляться не на уровне отдельной задачи, а как целостный органический процесс. Социализация ребенка – дошкольника проводится в большей степени через игру как самый близкий, доступный, интересный для детей вид деятельности. Решение задач по ознакомлению с трудом взрослых строится на игровой основе.

Одна из основных задач дошкольного образования – формирование положительного отношения к труду и первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Для этого очень важно у ребенка дошкольника развивать интерес к различным отраслям и профессиям в этих отраслях. Необходимо знакомить детей с профессиями, востребованными в современном обществе.

Мною было проведено анкетирование с целью определения места профориентационной работы в дошкольной образовательной организации. В результате данного анкетирования были выявлены следующие проблемы: большинство родителей считают, что заставлять ребенка участвовать в работе по дому не нужно,  еще успеет в жизни наработаться, если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха,  ребенок не будет туда ходить, родители не хотят советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно, большая часть семей не обсуждают с ребенком  прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, в основном дети не имеют с дома постоянное поручение, в большей части семей ребенок  не знает, где и кем работают родители, у родителей нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

Общая картина говорит о следующем: в настоящее существует проблема ранней профориентации детей; потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере; не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.

Работа по ранней профориентации дошкольников может быть осуществлена через совместную деятельность взрослых с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.

Основные направления развития ППРС, способствующей освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям.

-игровые центры;

-дидактические игры;

-настольно – печатные игры;

-сюжетно – ролевые игры;

-демонстрационный материал.

Презентация «Ранняя профориентация дошкольников  с использованием игровой развивающей среды  «Навигатум в мире профессий» Слайд 1

ИГРОВАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙэтосистемное решение в области профориентации. Рассказы о профессиях перестают быть мозаичными и фрагментарными, а становятся системными и последовательными – и закладывают фундамент для формирования целостной картины мира у ребенка. Авторами разработана цельная методика на основе отраслевого подхода. Слайд 2

Каждая отрасль представляет собой цепочку профессий, объединенных общими целями и задачами. Рассказ об отрасли – это ответ на вопрос, который так любят дети-«почемучки»: откуда берется «то», как создается «это». Слайд 3

Полезность этого подхода заключается в том, что: Слайд 4

- существенным образом расширяется кругозор ребенка,

- формируется взаимосвязанное представление о мире взрослых.

Вторым важнейшим аспектом методики является формирование чувства трудолюбия, начиная с самого раннего возраста.

Вся методика системного подхода в рассказе о мире профессий через отраслевой подход реализована в наборе практических инструментов, специально разработанных для детей 5-9 лет для проведения групповых занятий в детском саду и начальной школе.

Занятия по игровой среде Навигатум можно проводить начиная с младшей группы в сокращенном виде, полноценно для старшей и подготовительной групп и с дополнительными элементами (входят в программу) в начальной школе (1-4 классы). Слайд 5

ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Слайд 6

В игровую развивающую среду НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ входит:

- Напольная площадка (2х3 метра), представляющая собой гигантский пазл. На пазле изображена великолепная страна «ВЗРОСЛЯНДИЯ», созданная известной Санкт-Петербургской художницей Татьяной Белоконь и разработчиком проекта Антоном Смирновым. ВЗРОСЛЯНДИЯ включает изображение отраслей и различных видов трудовой деятельности, а также содержит множество приятных сюрпризов при проведении с её помощью игр.

Ключевым источником информации об отраслях является набор художественных историй – сказок, объединенных одними персонажами и местом – страной ВЗРОСЛЯНДИЕЙ. Харизматичные персонажи, интересные сюжетные ходы превращают сказки в самый популярный формат у детей. Авторы назвали их ПРОФИСКАЗКИ НАВИГАТУМ.

Профисказки Навигатум выпускаются в виде иллюстрированной книги (в одной книге – 5 сказок – 5 отраслей). Книга соответствует нормам САНПИНа и поэтому может использоваться в качестве пособия для уроков чтения в начальной школе. Слайд 7

Для того, чтобы чтение книги вслух было интересным и было легко поддерживать внимание ребенка, авторы внесли все иллюстрации в отдельный альбом формата А3. А наилучшей иллюстрацией ко всем сказкам является карта ВЗРОСЛЯНДИИ. Слайд 8

Из сюжета сказки вытекает набор сюжетно-ролевых игр о профессиях и отраслях. Создавая сказку, авторы изначально ориентировались на закрепление полученных знаний именно через игры, которые так любят дети. Игры получились самые разные. Часть игр – для проведения на самой карте ВЗРОСЛЯНДИИ. Для части игр приготовлены дополнительные карточки-иллюстрации, открывающие поле для бесконечной комбинации игр! Слайд 9-10

Для подробного изучения профессий, их атрибутов, функционала, а также для проведения занятий по другим темам о работе и труде (Что такое труд? Зачем люди работают? и др.) – авторы приготовили мультсериал «Навигатум: в мире профессий» – чудесные песни и стихи для детей. Слайд  12

Также авторы подготовили альбомы для творчества. Слайд  13

2. Практическая часть «Игротека» (в ходе которой обобщили и расширили представления о формах и методах активизирующих познавательный интерес ребёнка-дошкольника. Родителям было предложено поделиться на команды. Обеим командам предлагались задания. В конце игротеки подводились итоги).

1. Игра «Самая, самая профессия»

Задача участников: назвать одну или несколько профессий подходящих под определение: «вкусная», «весёлая», «опасная», «детская», «серьёзная», «общительная»,

«высотная»,  «сильная»,  «красивая»,  «заботливая»,  «быстрая»,  «глубокая», «ответственная», «интересная».

2. Игра «Придумать профессии, начинающиеся на букву…»

Задача участников: назвать как можно больше профессий, на заданную букву.

Условия игры: команды называют по одной профессии, друг за другом, не повторяясь. Выигрывают та команда, которая придумала больше профессий.

3. Конкурс «Закончи пословицу»

Условия конкурса: каждая команда выбирает одну карточку и получает две минуты на выполнение задания.

Задача команды: прочитать начало пословицы и сформулировать (додумать) её окончание.

«Какой мастер - ….» (такова и работа)

«Тяжко тому жить… (кто от работы бежит)

«Словами туда и сюда… (а делами – никуда)

«Труд кормит, … (а лень – портит)

«Кто любит трудиться, …. (тому без дела не сидится)

«Красна птица оперением,. (а человек – рукоделием)

4.Конкурс «Устами младенца»

Задача команды: определить профессию, по детскому описанию. 

Условия конкурса: транслируются по одному для каждой команды. Команда даёт ответ без подготовки. Если команда даёт неправильный ответ, то шанс ответа переходит к соперникам.

5. Конкурс – Работа с картой «Взросляндия»

Задача команды: найти на карте, назвать отрасль и профессии в ней. Рассказать о профессии по следующей схеме: название профессии – место работы – условия труда – инструменты для работы – выполняемые трудовые операции – результат труда (иначе говоря – составить рассказ в определённой последовательности).

Условия конкурса: на выполнение задания командам даётся 4 минуты, затем выслушиваются полученные рассказы.

6. Работа с мультфильмом «Навигатум в мире профессий»

Задание: команды смотрят мультфильм после просмотра записывают на листе бумаги профессии которые они запомнили. Выигрывает та команда, у которой будет больше записано профессий.

Подведение итога.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

Вопросы

да/нет

балл

1.

Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.

2.

Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.

3.

Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).

4.

Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.

5.

У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.

6.

Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед детьми в группе, которую посещает мой ребенок.

7.

Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им, пригодятся в жизни.

8.

Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.

9.

Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.

10.

Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.

11.

Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.

12.

Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.

13.

Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.

14.

Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

Итого

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Ключ «да» - 1,2,3,4,7,8,10,14; «нет» - 5,6,9,11,12,13. Суммируйте полученные баллы.

Приложение 2

Памятка «Предметно развивающая среда»

Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:

- подбор художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке;

- создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда;

- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок с профессиями в уголке изобразительной деятельности;

- подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями;

-подбор демонстрационного материала по теме «Профессии» (аннотированный перечень рекомендуемого демонстрационного материала находится в приложении);

-  подбор мультфильмов, видеофильмов, видеороликов, связанных с темой «Профессии»;

-  выпуск настенной газеты, посвященной профессиям взрослых;

-  оформление альбома о профессиональных династиях воспитанников;

-  оформление альбома с фотографиями «Профессии наших родителей»;

-  материалы для сюжетно-ролевых игр.

- муляжи микрофонов, видеокамер, телефонов, фотоаппаратов; альбомы: «6 российских фуд-стилистов - профессионалы, которые делают еду на фотографиях аппетитной», «Фотографии еды: Секреты и шедевры фуд-стилистов», «Мы – фудстилисты»;  алгоритмы: «Секреты фуд-стилистики», «Этапы творения блюд», «Советы начинающим фуд-стилистам» «Последовательность действий фуд-стилиста»,  «Этапы создания фотографии».

- альбомы: по истории архитектуры и русского зодчества, чертежи современных (коттеджей, вилл) и сказочных (избушек, замков, крепостей) домов, «Строительные профессии»,  «Здания и сооружения моего села», «Улицы моего села», «Архитектура Ставропольского края»; алгоритмы «Орудия труда архитектора», «Этапы строительства зданий»; плакаты: «Материалы и технологии применяемые в архитектуре», «Виды архитектуры», «Виды архитектурных форм»; русские народные сказки, стихотворения, стихи.

Дидактические игры

Деревянная головоломка-пазл «Профессии»

Разрезные деревянные картинки «Профессии»

Сборник развивающих пальчиковых игр «Дело мастера боится»

Развивающая настольная игра – пазл «Профессии»

Обучающая настольная игра «Познайка: Профессии»

Детское фигурное лото «Дорогой знаний: Профессии»

Детское лото «Кем быть?»

Настольная дидактическая игра – лото «Знаю все профессии»

Настольная игра «Все профессии важны-1»

Настольная экономическая игра «Ай да ярмарка!»

Настольная экономическая игра «Золотая рыбка»

Сюжетно – ролевые игры

«Пекарня», «Магазин хлебобулочных изделий», «Сервируем стол», «Приглашаем в гости», «Печем пироги», «Кондитерская»,«Фотограф», «Архитектурный дизай-салон «Теремок», конструкторское бюро  «Город будущего» и др.

Примерный перечень игрушек и ролевых атрибутов для организации профориентационных сюжетно-ролевых игр.

Тематические строительные наборы «Город», «Ферма», «Зоопарк».

Конструктор.

Игрушки и муляжи хлебных изделий из соленого теста для игры в магазин «Хлебный»

Кукольные стол, стул, кровать, диванчик.

Кукольные кухонный шкафчик и плита.

Набор чайной посуды.

Набор кухонной посуды.

Набор продуктов (объмные муляжи).

Весы.

Касса.

Игрушечные деньги.

Сумки, корзины, рюкзачки.

Белая шапочка, белая косынка, белый халат.

Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель).

Набор парикмахерских принадлежностей (ножницы, расч ска, фен).

Светофор.

Гараж.

Руль автомобильный.

Грузовые машины. Спецмашины

Книги энциклопедического содержания. Книги А. Маркуша «Что где растет» , Л.Н. Извековой «Что всего дороже», К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Л.Кузьмин «Заветное дело».

Машины общественного транспорта.

Набор инструментов.

Домашние и дикие животные и птицы.

Телефон.

Набор бытовой техники и т.д.

30 января 2023 в 09:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.