Виртуальный методический кабинет. Левокумский муниципальный округ.

МКДОУ «Детский сад №15 «Березка» Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-речевой среды в группах раннего возраста

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №15 «Березка» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Методические рекомендации

для воспитателей

по созданию предметно-речевой среды

в группах раннего возраста

Подготовила

Регуш Н. И.

старший воспитатель

с. Владимировка

Раннее детство – период развития ребенка от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится – предметная, а ситуативно-деловое

общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Значение речевой среды для развития ребёнка раннего возраста :

• формирует у ребенка образ мира, в котором все насыщено вкусами, запахами,

тактильными ощущениями и звуками;

• обогащает новыми знаниями и впечатлениями, побуждает к активной творческой

деятельности, способствует интеллектуальному развитию;

• способствует установлению, утверждению у ребёнка чувства уверенности в себе, дает

ему возможность испытывать и использовать свои способности;

• стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества;

• обогащает речевой опыт ребёнка.

Требования к речи воспитателя.

Чтобы речь ребёнка была четкой и правильной, педагогу необходимо обращать внимание на свою речь, больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша. Говорить нужно постоянно, но при этом не переусердствовать и не быть излишне многословным, говорить с обычной громкостью, простыми фразами и только по существу.

Основные требования к созданию предметной развивающей среды ДОУ в соответствии с ФГОС ДО предметная развивающая среда должна быть :

• содержательно- насыщенной;

• трансформируемой;

• полифункциональной;

• вариативной;

• доступной;

• безопасной.

Для повышения эффективности работы с детьми раннего возраста по развитию речи в детском саду необходимо уделить особое внимание созданию предметно-развивающей и речевой среды, а именно:

• разработать картотеки словесных игр;

• картотеки пальчиковых игр;

• картотеки потешек и других форм литературного творчества;

• подобрать игры на развитие мелкой моторики, развивающие игры (шнуровки, вкладыши и др., игры-забавы;

• сделать подборку аудиозаписей литературных произведений;

• систематизировать наборы картин, иллюстративного материала для рассматривания;

• подобрать образно-символический материал: «Парочки», Пазлы и др.

• оформить и создать различные виды театров; ширму для кукольного театра; детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок;

• сделать подборку предметных картинок, серии сюжетных картинок;

• лото, домино и другие игры по изучаемым лексическим темам;

• игры для совершенствования грамматического строя речи;

• художественная литература для чтения детям.

Для развития коммуникативных навыков и речи малышей необходимо организовать игровые уголки, содержащие наборы кукольной мебели, посуды, элементы костюмов, предметы одежды, разные виды театров.

Дети с большим удовольствием строят. В процессе строительных игр дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи. Строительный уголок должен содержать разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей:

• готовые универсальные настольные наборы, основу которых составляют детали

простой эталонной формы (кубики, кирпичики, брусочки, пластины, цилиндры, трехгранные призмы) 2-3 разных размеров;

• крупный пластмассовый строительный материал;

• для обыгрывания готовых построек из разного типа строительного материала должны

быть наборы разнообразных мелких игрушек (кукол, зверей, елочек, грибочков, машин различной величины.

Музыкальный уголок должен быть представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте). Также необходимо иметь аудиотехнику, фонотеку.

В книжном уголке должны быть художественные произведения различных жанров, иллюстративный материал.

Уголок «Ряженья» :

• используется стойка, одежда на плечиках, можно сундучок, расписанный в народном

стиле;

• зеркало (в рост или в полроста ребенка); аксессуары сказочных персонажей,

шапочки, рисунки-эмблемы на ободочках, маски, узорчатые цветные воротники;

• различные юбки, платья, фартучки, кофточки; бусы из различных (но не опасных для

жизни и здоровья ребенка) материалов, ленты, косынки т. д.

Игры в «Уголке ряженья» развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

В помощь педагогу, родителям развивающая литература:

• серия книг Крупенчук «Уроки логопеда».

• Е. Ляксо «Развитие речи малыша».

• О. В. Елецкая, К. Ю. Вареница «День за днем говорим и растем».

• А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей».

• Монина Г. Б., Ларечин Е. В. «Игры для детей 1-3 лет».

В процессе работы над развитием речи малышей воспитателю необходимо: многократно повторять слова и короткие предложения как на занятиях, так и в режимных моментах; задавать вопросы, побуждающие детей к словесным высказываниям; использовать инсценировки с помощью игрушек или персонажей сказок, а также игровые ситуации. Вести разговор с детьми о хорошо знакомом и известном.

При организации предметно-речевой среды в группе раннего возраста необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.

30 января 2023 в 09:14

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.